четверг, 17 ноября 2016 г.


ПРАВА РЕБЕНКА  – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году, в которой в частности говорится, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.
В начале 20 века в международном сообществе постепенно росло понимание ценности детства и каждого ребенка в отдельности. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году.
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 году  Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
К концу 1970-х годов 20 века уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей:
– В 1974 году принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов;
– В 1986  Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей;
– В течение 10 лет (с 1979 по 1989 годы) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

Семья – пространство, с которым, в большинстве случаев, ребенок сталкивается с момента своего рождения. Первые отношения, в которые вступает ребенок, – это его отношения с родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с другими окружающими его людьми – взрослыми и детьми, которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. По мере своего роста и развития для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
– жить и воспитываться в семье;
– общаться с родителями и другими родственниками;
– защищать свои права;
– выражать своё мнение;
– право на имя, отчество и фамилию;
– изменение фамилии и имени;
– право на имущество;
– право на медицинское обслуживание;
– право на образование и другие.

В Российской Федерации права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс Российской Федерации.
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
– Федеральный закон об образовании.
– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.


Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий