ПРАВА
РЕБЕНКА – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый
ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии,
места рождения, национального или социального происхождения, имущественного,
сословного или иного положения.
Определение прав ребенка логически
вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека,
принятой в 1948 году,
в которой в частности говорится, что «материнство и детство дают право на
особое попечение и помощь». Признавая равные права детей на все свободы,
провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость
дополнительной помощи и поддержки детям.
В начале 20 века
в международном сообществе постепенно росло понимание ценности детства и
каждого ребенка в отдельности. Необходимость законодательно обеспечить охрану
здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу
Наций принять Женевскую декларацию
прав ребенка в 1924 году.
Следующим важным
шагом стало принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребенка, в
которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и
благополучия детей.
К концу 1970-х годов 20 века уровень
развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних
декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на
основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей:
– В 1974 году принята Декларация
о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных
конфликтов;
– В 1986 – Декларация о социальных и правовых
принципах, касающихся защиты и благополучия детей;
– В течение 10 лет (с 1979 по 1989 годы)
специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека,
разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально
учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил
название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989
года.
В отличие от Декларации прав ребенка,
которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила
минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для
соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым
международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не
только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические
права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права
детей приобрели силу международного права.
Семья – пространство, с которым, в
большинстве случаев, ребенок сталкивается с момента своего рождения. Первые
отношения, в которые вступает ребенок, – это его отношения с родителями, братьями
и сестрами, дедушками и бабушками. Для ребенка – это база, центр, фундамент
всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
По мере того как ребенок растет, он
вступает в разнообразные отношения с другими окружающими его людьми – взрослыми
и детьми, которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. По
мере своего роста и развития для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок
должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в
котором он действует и который его обогащает.
С момента рождения ребенок взят под
охрану государства и обладает следующими правами:
– жить и воспитываться в семье;
– общаться с родителями и другими
родственниками;
– защищать свои права;
– выражать своё мнение;
– право на имя, отчество и фамилию;
– изменение фамилии и имени;
– право на имущество;
– право на медицинское обслуживание;
– право на образование и другие.
В Российской Федерации права детей
регулируются следующими основными законами:
– Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс Российской Федерации.
– Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан.
– Федеральный закон об образовании.
– Закон об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации.
– Закон о дополнительных гарантиях
социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Закон о социальной защите инвалидов в
Российской Федерации.
Для гармоничного развития личности
ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и
любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной
жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для
нормального физического и интеллектуального развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий