Как
подружиться с водой?
Вода! Ты не просто необходима для жизни: ты и есть
сама жизнь.
Ты – величайшее в мире богатство.
Антуан де Сент- Экзюпери
Закаливать,
купаться, играть в водные игры можно и с детьми двух -трехлетнего возраста.
Четырех - пятилетним детям можно показать какие-то упражнения начального
обучения плаванию( освоение сочетания органов чувств с водой, скольжение и
элементарные движения рук и ног), но делать это надо без навязчивости, лучше в
игровой форме. А обучать ребят надо сразу спортивным способом плавания с 6-8
лет. Это возраст, когда ребенок значительно окреп физически, способен понять и
осмыслить объяснения тренера, приобрел координационные и двигательные
возможности, которые позволят выполнить(пусть и с ошибками) заданные упражнения.
Огромное значение для разгрузки
позвоночного столба имеет гидроневесомость. Вода, благодаря своей плотности(
больше, чем у воздуха), снимает нагрузку с позвоночника, способствует
самовытяжению, а симметричная тренировка мышц спины формирует мышечный «корсет».
Постановка ритмического дыхания развивает и укрепляет дыхательные мышцы,
увеличивает экскурсию грудной клетки. Из-за давления воды на грудную клетку,
вдох пловца затруднен. Необходимо делать усиленный выдох в воду, повышает
жизненную емкость легких, улучшает легочную вентиляцию.
Регулярная нагрузка в воде
укрепляет мышечную ткать сердца, создавая условия для более экономической его
работы, что, в свою очередь, улучшае кровообращение.
Правильное «техничное» плавание
уже само по себе является профилактикой различного рода осанки и плоскостопий.
Если же таковые нарушения уже имеются, то после предварительного начального
обучения плаванию предлагается выполнять некоторые специальные упражнения
оздоровительного плавания.
Мой организм, мое здоровье
«Чтобы быть здоровым –
очень важно быть счастливым».
Порой бывает трудно, убедить ребенка не есть снег, мыть руки, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать ее целиком, застегивать пуговицы на пальто и т.д. А ведь ему предстоит пойти в школу! Кто будет следить в течение дня? Учительница? Да ей не до этого.
И вот не успел пойти в школу, а уже начались болезни. И, конечно, за этим – отставание в учебе или большие нагрузки, чтобы наверстать пропущенный материал.
Врачи дают много полезных советов о том, как проявлять заботу о здоровье ребенка.
Одни из таких советов касаются развития движений. Не напрасно движения называют скульптором человеческого тела и главным гарантом не только физического, но и умственного развития человека.
Ребенку свойственно много двигаться. Но для родителей комфортнее тихий малыш. Они часто требуют от него «взрослого» поведения, взрослой сдержанности, не понимая, что это должно настораживать, ведь такое поведение противоестественно и вредно.
Еще Ж. Ж. Руссо говорил: «Вам не удастся создать мудрецов, если в детях будете убивать шалунов».
А как полезны для физического и нравственного здоровья детей совместные подвижные игры: догонялки, прятки, соревнования в скорости бега, прыжки, игры в мяч. Сколько радости доставит вашему ребенку обогнать вас или выиграть вместе с вами в одной футбольной команде! И организм укрепляется, и положительные эмоции делают жизнь неимоверно счастливой.
Конечно, наибольшую помощь физическому развитию ребенка приносит систематическая утренняя физзарядка. Она же приучает ребенка к самодисциплине и самоорганизации.
Еще один совет для укрепления здоровья детей – заниматься закаливанием организма. Могут быть разные методы закаливания: обтирания, обливания, воздушные процедуры. Нужно только определить, какой вид закаливания подойдет вашему малышу. Астрологи, к примеру, не рекомендуют детей - козерогов закаливать обливанием, особенно холодной водой, а вот для тех, кто родился под знаком рыб или рака, большего удовольствия и пользы не придумаешь. Следует понаблюдать за реакцией ребенка на разные виды закаливания. И если вы заметите, что какие-то из них ребенку неприятны, он старается их избегать, поищите другой вид.
Но вот что интересно, пока малыш совсем маленький, грудной, его, действительно, закаливают: он спит зимой на балконе, ему устраивают воздушные ванны. Но чем старше он становится, тем меньше внимания родители уделяют закаливанию. Может быть потому, что сами не очень любят физические упражнения, движения на воздухе. И начинают кутать детей, активно беречь их от холода. А вот врачи советуют не бояться холода как источника болезней. Простудные болезни бывают от микробов, а не от холода. Конечно, это не означает, что детей нужно чуть ли не босиком выпускать на снег / как пытаются нам рекомендовать некоторые «новаторы»/, но и излишнее утепление тоже вредно. Оно снижает и двигательную активность ребенка.
Организация питания детей – еще один фактор здоровья. Чем, как и когда кормить ребенка, чтобы с пищей он получал всё необходимое для роста и правильного развития, - эту информацию можно получить у лечащего врача.
Но как бы много мы не делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, пока мы не подключим к этому процессу самого ребенка. И пусть вас не волнует, что он еще мал. Он может многое сделать для себя самого. Нужно только научить его этому.
Важно так организовывать жизнь ребенка, чтобы он постоянно был занят различными делами. И тогда он узнает, что неинтересное дело быстро надоедает и утомляет, а любимая работа никогда. Как же быть? Не выполнить нелюбимую работу? Или научиться находить в ней интересное и полезное? Не спешите ругать ребенка, если он отказывается что-то делать, ссылаясь на усталость. Попытайтесь поразмышлять вместе с ним, что может привлечь его в процессе или в результате труда, и похвалите, если ребенок, преодолев себя, довел дело до конца. Но перегружать его не стоит. Это вредно растущему организму.
Понимая важность чередования нагрузки и в отдыхе, ребенок, конечно, не всегда в состоянии сам управлять этим процессом. Нужно все-таки постепенно учить ребенка самостоятельно регулировать смену деятельности, обеспечивая организму отдых и давая посильную нагрузку.
Можно вместе с ребенком составить его режим дня и приучить еще до школы выполнять его. Режим организует жизнь, приучает к порядку, к усвоению последовательности действий, к ответственности.
Целесообразно в этой связи прислушаться к советам, которые дает родителям академик Н.М.Амосов:
«Во-первых, не доводить до удовлетворения любого желания до полного насыщения, чтобы не притупить саму потребность. Это касается всего. Во-вторых, нужно создавать трудности, требующие преодоления, поскольку это тренировка характера. Но нужно строго дозировать, чтобы трудности были преодолимы и чтобы ребенку это ребенку удавалось в значительном проценте – 50 – 70. Но не 100»
Ученый рассматривает физическое здоровье человека в тесной взаимосвязи с нравственным здоровьем. Знаменательна его фраза: «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым».
..Когда инфекция в группе.
Организация закаливания детей в группе.
Уважаемые родители, предлагаем Вам перечень мер, которые мы используем для оздоровления Ваших детей в условиях нашего детского сада.
Воздушные ванны
· В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;
· В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;
· Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20 С);
· Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);
· Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18 С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39 С.проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата;
Водные процедуры
· Организуем ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна;
· Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;
· Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1С, доводя до 18 С.
Организация сна детей
· Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;
· Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну);
· Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;
· Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей;
· Подъём организуем по мере пробуждения детей.
Организация детей на прогулку
· Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;
· Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;
· Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20? С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;
· Во избежании переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также два раза в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.
При организации оздоровительной работы также используется дыхательная гимнастика и адаптогены (элеутерококк, шиповник).
Уважаемые родители!
Помните, что с детьми, ослабленными после болезни, проводятся щадящие процедуры: температура воды используется выше, чем обычно.
При температуре воздуха в группе ниже 18 С закаливание не проводится.
СОН И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
Сон - это одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых организма, но и особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Во время сна организм, освободившись от контроля и вмешательства сознания, получает возможность интегрировать все происходящее в нем, решить проблемы саморегуляции.
Известно, что в головном мозге есть центр сна. Это группа клеток мозга, которая регулирует циклы "сон" и "бодрствование".
Генетически у каждого этот цикл имеет индивидуальное выражение: у одних смена фазы происходит в 20-21 час, и тогда человек ("жаворонок") должен ложиться спать, в другом случае ("сова") - в 2-3 часа ночи. Если же человек - "жаворонок" продлевает свой день, то продуктивность его деятельности минимальна, а в поведении очевидны замедленность реакций, рассеянность, снижение активности мышления, эмоциональных реакций.
Встав в 5-6 утра, до 13 часов "жаворонок" очень деятелен. У человека-"совы", наоборот, к вечеру наблюдается творческий подъем, появляются идеи, хорошие мысли, никто не мешает. Зато утром вялость, медлительность, нет ни духовного, ни эмоционального подъема. И только к 11-13 часам он просыпается окончательно. Большинство людей лучше отдыхают, если засыпают около 22-23 часов. Можно приспособиться к режиму. Но если не позволять организму отдыхать так, как ему положено от природы, то это ведет к отрицательным проявлениям и может послужить причиной расстройства сна или других нарушений здоровья.
Длительность сна с возрастом постепенно сокращается: с 15-20 часов впервые 6 месяцев, 14-16 во второе полугодие 1-го года, 12-14 часов к 2 годам до 10 часов в сутки (с индивидуальными колебаниями в дошкольном возрасте). Сон оценивается по трем параметрам: засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное); характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный с дополнительными воздействиями); длительность сна (укороченный, длительный, соответствует возрасту).
Нарушения сна у детей могут быть следствием переедания перед сном или недостаточного насыщения, кишечной колики, болей в животе, связанных с состоянием желчного пузыря (дискинезия, камни), заболевания желудка (гастрит, язвенная болезнь), Helicobacter pylori -инфекция (у детей школьного возраста с рецидивирующими болями в животе выявляется у 40-70%), психогенных причин (страх расставания с матерью, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с последующей адаптацией, тяжелые впечатления от телевизионных передач, частые шумные скандалы в семье со взаимными оскорблениями взрослых членов семьи, недоброжелательное отношение к ребенку или коллективу детей со стороны персонала дошкольного учреждения). Сон тревожный, укороченный, если помещение душное, непроветренное.
Перед сном рекомендуется занимать детей спокойными играми, провести теплую гигиеническую процедуру, общую или местную (исходя из условий), сменить одежду, затенить окна. Правильнее укладывать спать вначале тех детей, которые делают это спокойно и, таким образом, являются примером для более капризных и возбудимых детей.
На 3 году жизни увеличивается работоспособность нервной системы, поэтому активное бодрствование удлиняется до шести с половиной часов, а суточное количество часов сна уменьшается до 12-13 часов. Дневной сон детей начала третьего года жизни и физически ослабленных детей более старшего возраста удлиняется до 3-3,5 часов.
Для обеспечения спокойного сна следует выполнять несколько правил.
1. Укладывать спать ребенка в одно и то же время, что формирует рефлекс засыпания.
2. За полтора часа до сна никакой волнующей информации, не повышать голос.
3. Ужинать детям следует не позднее, чем за час до сна.
4. Важной является прогулка перед сном, которая улучшит кислородный баланс организма, необходимый для качества сна. Пройти в спокойном темпе 30 минут - это полезная для организма привычка, или спокойно поиграть.
5. Полезны перед сном оздоровительные процедуры - теплый душ, общая теплая ванна или теплая ножная ванна (37-38 °С, 8-10 минут).
6. Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.
Выполнение этих правил обеспечивает быстрое засыпание и спокойный сон. Гиперсомния наблюдается редко (при травмах, эпилепсии, мигрени), иногда она служит признаком хронической гипоксии у детей с избыточным весом. Ночные страхи и кошмары могут наблюдаться при неврозах, но бывают и проявлениями эпилепсии. Сноговорение и скрежет зубами во сне (бруксизм) часто наблюдаются у совершенно здоровых детей.
Глубина сна на его протяжении меняется. В нормативном состоянии человек просыпается один или несколько раз, тогда он может слышать шум, укрываться, поворачиваться, раскрываться. Есть период сна, когда человек не воспринимает сигналов ни извне, ни изнутри организма - ночной паралич (при переходе от сна к бодрствованию). В такой цикличности разных фаз сна заложено его целебное значение. Сон - это движение физиологических процессов, а не застывшее состояние.
Для нормализации сна необходимо устранить раздражители, организовать прогулки и закаливающие процедуры перед сном. Этого, как правило, бывает достаточно. В редких случаях приходится использовать успокаивающие настои, запахи седативных эфирных масел.
Успокаивающие средства (р-р натрия бромида 2%-ного 5-10 мл 2-3 раза в день; настойка валерианы по 1 капле на год жизни 3-4 раза в день - настой (4- 6 г на 200 мл кипятка) по 5-15 мл 3-4 раза в день; экстракт травы пустырника по 5-15 капель 2-3 раза в день; новопассит - (настой трав) по 1/2 - 1 чайной ложке 2 раза в день.
Правильно составленный режим может обеспечить здоровье, правильное развитие организма и высшей нервной деятельности детей, их хорошее самочувствие и активное поведение.
В кругу семьи
Как быть здоровым
душой и телом!
Водные процедуры и здоровье
Соблюдение элементарных правил личной гигиены должно прививаться с ранних лет. Под этим понятием мы привыкли понимать умывание, чистку зубов, соблюдение чистоты рук, тела, одежды. Под чистотой часто подразумеваем внешнее отсутствие грязи, которую можно увидеть глазами. Но ведь существует не только внешняя, но и «внутренняя грязь – так называемые токсины / ядовитые вещества /, которые выделяются через потовые железы. Если их не смывать, то происходить самоотравление, которое выражается в появлении утомляемости, раздражения, нервозности. Чтобы его избежать. Нужны ежедневные водные процедуры, желательно два раза в день: утром и вечером. Не приняли утром душ – живете в течение дня с токсинами, не приняли вечером – живете с ними всю ночь.
Отсутствие привычки к обливанию всего тела водой / приятной температуры/ или обтиранию мокрым полотенцем может привести к ослаблению к ослаблению организма и частым простудным заболеваниям.
Закаляюсь в радость
К естественным, постепенным приемам закаливания следует приучаться с детства. Мы часто считаем, что до года детям необходимо ежедневное купание, а как встал малыш на ноги – не придаем особого значения водным и воздушным процедурам.
Важно не потерять желание ребенка ежедневно купаться. Научить его обтираться мокрым полотенцем / это важно при отсутствии душа, ванны/. Приучать к воздушным ваннам: хотя бы раз в день на некоторое время раздеть до трусиков и позволить воздуху освежить тело. Одновременно можно сделать массаж сухой щеткой, начинайте с мягкой, волосяной, а затем поменяйте ее на более жесткую, даже пластмассовую.
Летом, находясь на свежем воздухе, на природе, одевайтесь как можно легче. Солнечные ванны полезны в утреннее время, до 11 часов. Особенно они нужны малышам, чтобы не развивался рахит. Опасно для здоровья полуденное солнце, когда его лучи падают вертикально. В это время вредно ходить без головного убора и загорать. Как видите, солнышко, которое любит и согревает всех, может оказать и плохую услугу, если не следовать золотому правилу – умеренности.
Оказавшись на свежем воздухе, не забывайте походить босиком.
В кругу семьи
Как быть здоровым
душой и телом!
Йоги советуют
Многие дети подвержены простудным заболеваниям, насморку. Насморк мешает дыханию через нос, при частом насморке появляется привычка дышать через рот.
Йоги советуют утром и вечером промывать нос подсоленной водой. Как это делать? В стакан с теплой водой добавьте 0,5 чайной ложки поваренной соли, хорошо размешайте. Налейте воду в ладонь, наклоните к ней голову, закройте одну ноздрю, а другой втяните воду. Затем выдуйте ее и то же сделайте с другой ноздрей. Затем запрокиньте голову назад и остатки воды выплюньте через рот. Можно втягивать воду сразу обеими ноздрями. Проделайте эту процедуру несколько раз подряд, и вы почувствуете, как очищается нос от накопленной слизи. Прополощите подселенной водой горло. Особенно важно это для тех, кто часто болеет ангиной.
Промывание подсоленной водой нормализует работу носоглотки, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям, головным болям.
Девяносто процентов детей на пятом – шестом году имеют кариес. Причины – много едят сладкого, рафинированных продуктов / сюда относится рафинированное масло, очищенные крупы, белая мука высшего сорта, такой же хлеб/.
Привычка к быстрому проглатыванию пищи без пережевывания и запивания ее водой или другой жидкостью, замедляют слюноотделение. Это тоже ведет к развитию кариеса.
Причиной кариеса является недостаток витаминов В1,Д,С, солей калия, фосфора и фтора, при котором нарушается минеральный и белковый обмен в организме, что отрицательно отражается на прочности зубов.
Уделите внимание продуктам, которые содержат нужные витамины и микроэлементы / проросшие зерна, рыба, зеленый лук, зеленые листья капусты, мед пшеница, шпинат, морковь/.
Полощите рот после каждой еды подсоленной водой или раствором соды. Поваренная соль и пищевая соль снижают риск развития кариеса.
Укреплению здоровья детей, их физическому воспитанию и развитию в дошкольном учреждении уделяется большое внимание. Коллектив МБДОУ придерживается взгляда, что дошкольное учреждение это не лечебное заведение, поэтому для охраны и укрепления физического здоровья в первую очередь внимание направлено на следующие условия:
- полноценное питание детей,
- закаливающие процедуры,
- развитие движений,
- гигиену режима.
Особое место в дошкольном учреждении отводится вопросу полноценного сбалансированного питания детей. Пищеблок обеспечен технологическим и холодильным оборудованием в полном объеме. Организация питания производится по сбалансированному 10-дневному меню. Организована «С» - витаминизация 3-го блюда. Проводится постоянный анализ питания, что позволяет осуществлять его своевременную корректировку. С марта 2011 года используется информационная программа «Новые прогрессивные технологии в питании».
С сентября 2005 года в дошкольном учреждении реализуется программа «Разговор о правильном питании», которая знакомит детей, и что наиболее важно, родителей с основами рационального питания, способствует воспитанию культуры здоровья, осознанию ими здоровья, как главной человеческой ценности.
В МБДОУ осуществляются разные виды закаливания: воздушные ванны в движении после сна детей, контрастное обливание стоп, оздоровительный бег после сна (в летнее время), полоскание горла, плавание в бассейне. Почти 92 % детей подготовительных к школе групп выполняют норматив «Я умею плавать».
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и часто болеющих в МБДОУ разработан специальный комплекс организационных и лечебно-профилактических мероприятий, включающий лечебную гимнастику, массаж, лечебное плавание, специальные укладки для релаксации позвоночника с целью коррекции нарушений осанки.
"Целостное развитие ребенка является основным
смыслом всего дошкольного воспитания, которое
сверху донизу должно быть пронизано заботой о
физическом здоровье ребенка и его психическом
благополучии, а существенное мести отведено
гигиеническому воспитанию и обучению,
направленному на пропаганду здорового образа
жизни как среди детей, так и среди взрослых –
педагогов и родителей".
Проект "Быть здоровыми хотим!
Реализация тематического проекта "Быть здоровыми хотим!"
Презентация тематического проекта "Быть здоровыми хотим!"
Отчет по инновационной деятельности
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по реализации проекта "Быть здоровыми хотим!" педагогов ДОУ